Вернуться
к списку Артефактов и предметов >>>
.
.
РУНЫ И РУНИЧЕСКАЯ МАГИЯ
В последнее время стало появляться большое количество книг, авторы которых
«разгадывают» тайны рун, не принимая во внимание, что тем самым нарушают
основной закон рунической магии — ее заветность и сокровенность, сакралыюсть
и невозможность посвящения в тайное искусство широкого круга «любителей».
Чтобы познать руны, Один
провисел на Мировом древе — ясене Иггдрасиль
— девять ночей, пронзенный собственным копьем.
Не случайно до нас — даже в памятниках средневековой литературы — не
дошли более подробные толкования рун и рунических заклина-ний, хотя некоторые
ученые — например, С. Свириденко и Г. фон Лист — считают, что в той же
песне «Речи Высокого» дается иносказательное описание восемнадцати рун
магического ряда и символического их толкования.
Именно Гвидо фон Лист (1848—1919), немецкий исследователь рун и известный
оккультист, основатель школы рунической магии, является родоначальником
так называемого «Рунического Возрождения» XX века, результатом которого
явились десятки сотен книг о тайной силе рун, часто весьма сомнительного
качества.
Гвидо фон Лист считал, что вышеприведенный отрывок из «Старшей Эдды»
является доказательством существования первоначального рунического ряда,
состоящего всего из 18 рун.

Руны в своем изначальном — восемнадцатизнаковом — виде были явлены ему
в одном из видений, которые посещали ученого несколько раз в течение года
после операции по удалению катаракты, когда он почти ослеп.
Система фон Листа, на которой основаны многие современные ок-культные
учения и теории, носит название арманического футарка, ибо была связана
с теориями арманизма — расистскими теориями нацистской Германии.
Гвидо фон Листом было также основано некое «Общество Туле», распространявшее
идеи германского превосходства и расовой чистоты немецкой нации. Считается,
что многие чины нацистской верхушки, в том числе Гитлер и Гесс, Геринг
и Гиммлер, были его членами и испытали влияние идей фон Листа.
Высказываются даже предположения, что основой для широко известной
эмблемы СС послужила руна S — символ

власти
и силы.
Теории Листа о силе рун и магии рунических заклятий развил Фридрих
Мэрби (1882—1966), основатель «Лиги исследователей рун», который был уверен,
что руны — это язык некой древней цивилизации, погибшей в волнах Атлантического
океана двенадцать тысяч лет тому назад.
Теории эти довольно спорны и к древним рунам отношения не имеют никакого,
а потому вернемся обратно к «Старшей Эдде», а вернее, к еще одной ее песне
— «Речам Сигрйривы», в которой также содержатся сведения о рунах.
В основе рунической магии — в каждом конкретном случае стоит обращаться
к одной руне или определенному руническому заклинанию, но делать это надо
с большой опаской, ибо неправильное применение рун может навредить.
Пример (уже давно ставший хрестоматийным) такого «неосторожного» употребления
рун мы находим в древнеисландской «Саге об Эгиле», в которой речь идет
о знаменитом скальде и знатоке рунического искусства Эгиле Скаллагримссоне.
В постели одной больной девушки, которую он взялся вылечить, Эгиль
нашел рыбную кость с вырезанными на ней «неправильными» рунами, которые
и послужили причиной хвори. Эгиль соскоблил руны, бросил их в огонь, а
сам вырезал новые — «правильные» — знаки, положил их под подушку девушки,
и та вскоре выздоровела.
Руны существовали в Скандинавии и Англии в нескольких вариантах. Это
прежде всего футарк — старшие руны, которые, собственно, одни и использовались
в рунической магии. Надписи старшими рунами, которых в Скандинавии известно
около 150, относятся ко II —VIII векам нашей эры, и сделаны они на могильных
и памятных камнях, скалах, копьях, мечах, брактеатах, фибулах и некоторых
других металлических или деревянных предметах. Надписи эти очень коротки
и час-то состоят из одного или нескольких слов.
Название свое — «футарк» — старшие руны приобрели по именам первых
шести рун. Всего рун 24, и состоят они лишь из вертикальных и наклонных
палочек.

Футарк — не алфавит в обычном понятии этого слова, а строго за-крепленный
ряд знаков, разбитых на 3 «семейства». Каждая такая группа состоит из восьми
рун и носит соответственно названия семейств Фрейи,
Хагеля
и Тора.
Каждая руна имеет собственное имя (в отличие от привычных нам латинских
букв и кириллицы), выражающее и ее внутреннее — магическое — значение:
f
fehu
богатство, добро (собственность), скот
u
uruR
мелкий дождик или железный лом
th
thurisaR
туре (великан)
a
ansuR
асы (боги)
r
raidu
путешествие
k
kauna
рана
g
gebu
дар
w
wunju
радость, счастье
h
hagalaR
град
n
naudiR
нужда
I
isaR
лед
j
jara
урожай
i
iwaR
(возможно, защита)
p
perlhu
(возможно, то, что скрыто)
R
algiR
s
sowilu
cолнце
t
tiwaR Тор
(один из асов)
b
berkana
береза
e
ehwaR
лошадь
m
mannaR
человек
l
laguR
вода
ng
ingwaR
Инг (бог-прародитель)
d
dagaR
день
о
othala
эдель; имущество, усадьба, передаваемые по наследству
Следует иметь в виду, что имена рун всегда были тайным, сокровенным знанием
и потому не дошли до нас. Приведенные выше названия являются результатом
лингвистической реконструкции и могут отличаться в трактовках разных исследователей.
Вообще, руны, фигурирующие в «Эдде», по мнению большинства ученых,
нетождественны рунам, которые впоследствии стали применяться для письма.
Каждая руна по отдельности имела определенное значение, которое использовалось
в качестве «путеводной» звезды при гадании на рунах. Для этих целей существовал
набор особых камешков или палочек с вырезанными на них рунами — на одной
палочке один знак. Палочки складывали в мешочек, а затем вынимали из пего,
не глядя, одну руну, которая и должна была служить ответом.
Неслучайно, что в ранних рунических надписях сами руны соседствуют
с магическими знаками, очень похожими на наскальные ритуальные рисунки.
Вырезая руны, резчик должен был уметь использовать их тайную силу, и именно
в этом заключалось руническое искусство.
В ряде надписей отдельные руны используются в качестве целого слова,
понятия, содержащегося в их имени.
Такова, например, надпись на костяном ноже из Флександа (Норвегия,
около 350 года):
lina laukaR f
лен, лук, богатство
В этой надписи употреблено и слово, само по себе являющееся оберегом
— laukaR— и довольно часто встречающееся в рунических надпи-сях.

Помимо этого слова, означающего «лук», то есть, растение, которое использовалось
как оберег, такими же «охранительными» считались слова auja — счастье и
lathu — приглашение.

Существует, кроме того, и таинственное слово alu, этимология которого совершенно
неясна.
Однако в 20-е годы нашего века Сигурдом Агреллем была выдвинута теория
числовой значимости рун, подчиняющаяся законам числовой магии. Агрелль
считал, что каждой руне в футарке соответствует определенное число — порядковый
номер, при этом руна f— как символ завершения — должна стоять в руническом
ряду последней — двадцать четвертой.
При таком расположении рун исследователь легко мог объяснить некоторые
рунические заклинания и магические слова. Так, например, слово alu в числовой
магии, по Агреллю, состоит из следующей комбинации — 3 + 20 + 1 = 24, то
есть, число рун в футарке, магическое число, приносящее счастье и удачу,
а также защищающее.

Многие современные исследователи рунической магии продолжают придерживаться
порядка рун, установленного Агреллем, условно называемого утарком, как,
например, это делает в своей книге «Сила рун» (1996) Кеннет Медоуз:

UR
U as in urn
1
THURS
TH as in the
2
ASS
A as in ace
3
REID
R as in ride
4
KEN
К as in kettle
5
GIFU
G as in gift
6
WYNJA
W as in win
7
HAGAL
H as in hail
8
NAUD
N as in nut
9
ISS
E as in seed
10
JARA
Y as in yes
11
PERTRA
P as in pair
12
ЕОН
El as in height
13
ALGIZ
Z as in Oz
14
SOL
S as in sun
15
TYR
T as in time
16
BJARKA
В as in birth
17
EH
E as in end
18
MADR
M as in man
19
LAGU
L as in lake
20
ING
ING as in sing
21
ODAL
О as in Odin
22
DAGAZ
D as in day
23
FEH
F as in fee
24
Выше уже упоминалось о том, что довольно часто на различных предметах вырезался
рунический ряд, который уже сам по себе являлся оберегом — благодаря числовой
магии и «мобилизации магических сил» (М.И. Стеблин-Каменский) всех рун,
собранных воедино.
На магических предметах, обладающих охранительной силой, рунический
ряд в своем полном составе располагается, как правило, по кругу или по
спирали:

На втором рисунке представлено изображение первых шести рун — собственно
сам ФУТАРК, — но повторенное двенадцать раз. Общее ко-личество рун равно
72, то есть, магическое, защищающее и оберегающее число 24, повторенное
3 раза.
Нередко встречается на амулетах и написание первых трех рун — f, u,
th — первые три руны, обладающие большой магической силой и являющие собой
число 3 — одно из самых сильных магических чисел, — но трудно поддающиеся
толкованию.
Довольно «темна» и надпись, которую условно называют Тистель-Мистель-Кистель
— Tistel, Mistel, Kistel — и которая звучит похоже на некое детское заклятие,
тем не менее известна это заклинание с девятого века и повторяется на камнях
не единожды.

Оберегом, кроме того, мог быть
и рисунок, сделанный рядом с
надписью.
Таким защитным символом был,
например,
молот Тора, который часто
изготовляли
в качестве отдельного ювелир-
ного
украшения-оберега.
Есть изображение такого молота и
на камне из Стенквисты:

Довольно часто рунические надписи делались на рогах для питья меда или
пива — тоже с охранной целью. Как правило, рядом помещались и всевозможные
рисунки.
Самым замечательным примером такого рога служит один из двух золотых
Галлехуских рогов (около 400 года, вес около 7 килограмов), надпись на
котором гласит:
ekhlewagastiR
holtijaR
horna
tawido
Я, Хлевагаст, сын Хольта, сделал этот рог.

До сих пор никто из исследователей так и не смог предложить удовлетворительной
расшифровки рисунков, в избытке покрывающих рог.
Рисунки сохранились только в старых зарисовках, так как рога были украдены
в 1802 году из сокровищницы датского короля и переплав-лены в золото.
продолжение стр.2
Вернуться к списку Артефактов
и предметов >>>